noctu_vigilus (noctu_vigilus) wrote,
noctu_vigilus
noctu_vigilus

Categories:

Александр Павлович Митинский 1905-1970

81,94 КБ
древнерусские фантазии 20-х гг.

90,62 КБ
улица Республики в 1941.

92,02 КБ
вид на ТЭЦ (?)начала 60-х.

В трех залах музея ИЗО сейчас выставлена уйма его миниатюр (до конца января). Найти про художника специального и интересного в лит-ре, конечно, ничего особенно нельзя. И не существует также издания, уж точно, где творчество его было бы представлено в полной мере в виде картинок.

Поэтому моя маленькая мечта на данный момент - попасть в залы музея с фотоаппаратом и переснять большинство картинок. Cовсем стал маньяк:) Но, думаю, пригодится.

Под катом - образчики искусствоведческо-каких-то унылых текстов о Митинском, компенсирующиеся лишь несколькими его рисуночками, переснятыми мной с выставочного плаката, который Мэгги притащила домой с презентации, и меня обрадовала. Жаль, я пойти тогда с ней не мог, принимал зачеты.


101,41 КБ
старый архитектурный мотив

88,01 КБ
улица Свердлова

78,73 КБ
Андреевский поселок

84,96 КБ
еще архитектура

74,18 КБ
классический вид Затюменки.

1)Александр Митинский ежедневно отправлялся бродить по городу, прихватив карандаш, кисть и альбом, рисовал тихие зеленые улочки, бревенчатые избы с резными наличниками, мельницы и амбары… Он пешком исходил все окрестные села. Запоминал, наблюдал, делал акварельные зарисовки. Именно с Митинского в 1980 году я и начала свое восстановление художественной жизни Тюмени 1920-х годов. В течение многих десятилетий мне довелось встречаться с его родственниками, искать учеников, и сейчас мы можем гордиться: в фондах нашего музея находится уникальный архив – письма, воспоминания, документы, фотографии, более трехсот единиц хранения».

Сам Александр Митинский не получил классического профессионального образования: он занимался в студиях у М. Авилова, И.Овешкова, К.Трофимова, затем в 1930-е годы заочно поступил в ростовский вуз с любопытным названием Государственный институт практических знаний, учился в Москве на курсах повышения квалификации. И учил других. Успел поработать чуть ли не во всех школах города, вел изостудии для детей и взрослых, преподавал на рабфаках, в институтах. «Ходячим университетом» называет его Наталья Сезёва и далее рассказывает: /i> «Каждый третий тюменец старшего поколения может сказать: «Я учился у Митинского». Не каждый стал художником, но всем он привил любовь к прекрасному, все говорят о нем как о любимом педагоге. Уже в 1920-е году Митинский понимал свое предназначение художника-творца. Не случайно он совершил столько красивых поступков, которые свидетельствуют и о мощном темпераменте, и о гражданской позиции. В 1965 году прошла его последняя прижизненная персональная выставка – все работы с нее Александр Павлович подарил городу; они хранятся у нас в музее. Второго такого поступка в истории нашего изобразительного искусства я не знаю»… </i>

Калинина К. В. Тюмень. Мир художественного музея. Тобольск, 2005. C.146.

2)Митинский стремился с любовью показать новый облик Тюмени. В одном из поздних писем художник писал: «Мысль моя такая – показать старую и новую Тюмень. Нужно только это так сделать, чтобы и публику заинтересовать и чтобы представляло художественную ценность – а это трудно. Да, я люблю свой город, где становится все лучше»*. Так, в течение десятилетий – от 20-х до 70-х годов – художник работает над серией «Старая и новая Тюмень».

Начиная с 20-х годов Митинский на основе богатого документального материала создавал многочисленные «фантазии» на тему древнерусской архитектуры. Его увлечение историей и искусством Древней Руси, старинными легендами, русскими былинами, волшебными сказками напрямую связано с именем Трофимова. Под его непосредственным влиянием Митинский создает небольшие, в размер открытки, миниатюры, обращаясь к технике акварели, используя тушь, перо, гуашь, белила. Под пером и кистью художника рождается сказка: перед нами возникают раскинувшиеся на холмах древнерусские городские и неприступные крепости, высокие сторожевые башни и терема с кружевом наличников, ажуром причелин, резными коньками, крылечками, галерейками, вереницей расписных ладей на синих лентах рек. Все миниатюры выполнены им в подчеркнуто стилизованной, плоскостно-декоративной и линейно-узорчатой манере. Насыщенный, яркий свет, собранный в звучные локальные пятна, ограничен четкими контурными линиями, гибкими, плавными, придающими особую мелодичность работам.

*Научный архив ТМИИ, ф.1, оп. 1, д. 97, л. 3.

Художники Тюмени. Тюмень, 1994. C.34-35.


Еще про Митинского на сайте "Художники Тюмени":http://www.ikz.ru/culture/painters/mitinsky.htm

Детский фантаст Крапивин о Митинском(занимался в его изостудии в детстве):
http://www.rusf.ru/vk/kajuta/excurs2.htm
Tags: тюмень
Subscribe

  • Фестиваль "Ключ" 2018 г.

    Четвертый "Ключ" состоялся 26 мая 2018 г. Организовали его энтузиасты при поддержке БФРГТ. Пресс-конференций предварительно не проводилось,…

  • Линев (1924)

    Тарасов-Родионов А.И. Линев. (Повесть) // Октябрь. 1924. № 1. В повести "Линев" (1924) Т.-Р. несколько отошел от современности,…

  • Фестиваль "Ключ" 2017 г.

    Третий "Ключ" состоялся 11 июня 2017 г. Организовали его те же люди, что и прежде, при поддержке БФРГТ. ПРЕССА Зачем нам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments